ИНТЕРВЬЮ

Иван Соснин


Снимать кино лучше, чем его не снимать!

Карьера
Сценарист, режиссер, монтажер.
Победитель кинопремии "Золотой Орел - 2020" в номинации "Лучший короткометражный фильм"
Дата и место рождения
г. Кировоград, СССР;
12 ноября 1990 г.
Жанры и фильмография
Короткометражные фильмы, драма, комедия.
Всего снял 17 фильмов.

— Иван, расскажите, пожалуйста, про "Золотого Орла" как это все произошло?
— Произошло достаточно неожиданно для меня и всей нашей команды. Мы сняли фильм «Интервью» полтора года назад, который изначально не планировали подавать на различные кинофестивали, выложили его в интернет и так получилось, что он начал распространяться и нравиться зрителям. Нам посоветовали его скрыть на время из сети и привезти на кинофестиваль. Первым был «Кинотавр», там мы взяли диплом кинокритиков после чего у нас все пошло поехало с этим фильмом. Мы прокатились еще по несколько международным кинофестивалям - показывали его в Японии, в Канаде, Германии и в конце 19 года он стал лучшим короткометражным фильмом. Был серьезный конкурс, участвовали 28 работ, после был составлен шорт-лист из 3-х фильмов и в итоге мы стали лучшими. Мы до последнего не верили, не знали что мы выиграем, да и я сам узнал об этом уже на церемонии когда было объявлено.
Ранее в ваших интервью вы говорили о том, что если дальнейших побед в фестивалях не будет, вы больше не будете подавать заявки. А в связи с такой победой вы сделали какой-то вывод?
— Есть такое, правда я считал и считаю, что фестивали не самое важное что есть для режиссера, потому что самое важное - это признание зрителей и количество людей, которые посмотрели твой фильм. Но после "Золотого Орла" я понял, что победа может дать серьезный толчок и хорошее финансирование будущим проектам. Потому что после победы начали поступать звонки и письма от различных продюсеров и компаний, которые заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве и в плане развития это очень помогает. Даже после того как мы выиграли, просмотров больше не стало, а вот количество спонсоров, продюсеров стало гораздо больше.
Какой сейчас фильм имеет больше всего просмотров?
— Не могу выделить какой-то отдельный фильм, во всех соц.сетях все по - разному, но вообще это ленты: Интервью, Урок Экологии и Москва - Владивосток, у него также довольно хорошие показатели, 17-18 миллионов просмотров во всех социальных сетях вместе взятых.
В Золотом Орле лучшим фильмом стал фильм «Текст», аж в трех номинациях. Насколько Вы согласны с результатами и какой фильм 2019 года лучший, по Вашему мнению?
— Я только после Золотого Орла посмотрел фильм «Текст», честно скажу, он мне понравился. Считаю, это хороший фильм, качественный продукт для российского кино, оно выделяется так как наше кино все же отстает от европейского. В фильме «Текст» на мой взгляд хорошая режиссура, сценарий, из всех российских фильмов, которые я смотрел - он один из самых сильных точно. На Кинотавре мы также смотрели «Дылду, Быка» тоже весьма качественные киноленты, но в принципе, я ничего не имею в виду против фильма «Текст» и считаю, что он заслуженно выиграл и достоен этой премии. Из российского кино «Текст» выделяется в хорошем смысле.
На премии вы поблагодарили коллег и маму, и сказали, что этот фильм про нее, правда?
— Правда, да, потому что я с детства живу с одной мамой и папу никогда не видел, видел только на фото и вообще этот сценарий фильма «Интервью» родился из этой истории и весь фильм от начала до конца рассказывает о том, как моя мама смогла воспитать меня самостоятельно и сделать из меня того, кем я стал. Сейчас я очень благодарен ей за это. Фильм «Интервью» - и есть моя эта дипломная работа.

— Все фильмы серии "Иваны, помнящие родство, также о вас?
— Какие-то да, какие-то нет, некоторые я писал исходя из того, что была интересная история в голове, как, например с девушкой и кубинцем в фильме "Гудбай, Америка". Я встретился с этой девушкой, она рассказала свою историю и уже потом родился сценарий.
Некоторые истории придуманы, но реалистичны, и каждая история могла бы произойти в нашем городе, нашей стране. Когда я думаю над персонажами, над образами, я всегда думаю о близких людях, по большей части мои мысли о провинции, так как я сам из провинциального города в котором население около 25 тысяч человек, поэтому все образы такие близкие, родные, простые.

Как удается так ненавязчиво передать красоту нашей провинции - показать эти уголки настолько теплыми, ведь все небольшие города далеки от совершенства ?
— Я рад, что спросили про это и мы плавно обратились к фильму «Письмо», так как многие уже о нем забывают, а ведь это был наш первый фильм, который мы создали.
Снимали на Урале, на реке Чусовая в маленькой деревне. Меня очень привлекает фактура деревни. Они умирают и хочется запечатлеть этот момент пока она еще живая, хочется показать насколько это нам близко, душевно и каждый смотрит и может вспомнить что-то свое. Все достаточно реально получилось - дом, который мы нашли, бабушка с которой мы договорились на съемку, там же мы и нашли актера, его мама решила нам помочь, а в итоге ее сын стал главным героем нашего фильма. Как-то все само собой сложилось, органично переплелось и в итоге получился этот теплый душевный фильм.

Такого рода картинам, хочется уделять побольше внимания, потому что через лет 30 такого уже точно не будет.

Иван, фильмы посвящены разным, но очень человеческим темам - у вас сознательная линия сюжетов или все спонтанно?
— Скорее спонтанно, хотя когда я пишу сценарий, то выражаю там скорее то, что я еще не сказал - вопрос экологии, вопрос диких собак. К вопросу о детях и детских домах есть много тем, по которым хочется высказаться. Нет прямой цели снимать про это, когда пишется сценарий - идея возникает сама собой.

У нас с командой лежат, наверное, порядка двадцати сценариев и иногда я их перечитываю, что-то выбираю и понимаю, что да сейчас это можно реализовать.


Кто занимается вашими костюмами?
Порой при просмотре фильма думаешь откуда вообще взяли ту или иную вещь для этого героя, вы сами отбираете одежду или же есть специальный человек, который занимается всем этим?
— Есть у нас художник по костюмам - Маша. Обычно это происходит следующим образом - мы берем сценарий, она выписывает персонажей, затем накидывает look board , подбирает различные образы, далее мы сидим и выбираем вместе. По итогу останавливаемся на чем-то определенном, что нам точно надо, Маша выбирает день и объезжает все секонд - хэнды города. Мы стараемся брать одежду именно там, либо у родителей и друзей, потому что заметно когда одежда новая и очень важно чтобы уже был некий эффект "поношенности". Иногда даже пишем пост в социальных сетях и ищем ту или иную вещь.

Вернемся к мнению зрителей, какие были самые запоминающиеся комментарии, которые прям запали в душу?
— У нас есть общий рабочий чат и обычно все комментарии мы направляем для обсуждения. Были даже случаи, когда приходили рассказы на А4 о том как бросил отец, потом он нашелся, но в итоге не признался, что он настоящий отец, очень много подобных историй.
После фильма «Портрет мамы» люди писали отзывы, что не решались об усыновлении детей из детдома, а после фильма снова задумались. Мы конечно же не заставляем людей брать детей из детдомов и собак из приютов, это просто скорее откладывается где-то в голове и у людей появляются мысли сделать что-то хорошее, минимально - это позвонить родителям и спросить как их дела. Они об этом думали, но не решались, а когда ты им напоминаешь, и это их задевает до слез, то кто-то в момент решается изменить свою жизнь. Это очень важно и ценно, потому что хочется делать зрительское кино. Комментарии могут быть самыми разными - смешными, дурацкими, но и негативных отзывов хватает. Безусловно, если касается технической части, например, трясется камера или звук не очень, то конечно мы прислушиваемся и обсуждаем это всей командой, стараемся делать лучше, возможно надо что-то подкорректировать и т.д. это объективно и можно дать этому оценку, а если отзывы из разряда «фу, это фигня», то такое мы пропускаем по причине того, что для кого-то это "фигня", а для для кого-то нет.


Была ли реакция после фильма «Урок экологии»?
— Нет, реакции никакой не было.
Хотя, мы конечно опасались немного того, что это может кому-то не понравиться. На самом деле фильм получился очень простым, мы не переходили на личности, он никого не задел, поэтому ничего плохого мы в ответ не получили и при этом даже нам помогали согласовать съемки в парке. Администрация города помогла нам с этим вопросом, нам все предоставили бесплатно, помогли завести спец.технику, чтобы мы смогли имитировать строительную площадку, за что мы им безмерно благодарны.
Что сказала мама, когда получили Золотого орла?
— «Можно спокойно доживать жизнь, так как есть какая-то точка, которая была достигнута».
Для нее это было очень важно, так как она любит смотреть кино, знает множество режиссеров, она хорошо знакома с российской киноиндустрией. Она очень рада прямо до слез.

Иван, раньше у вашей команды была мечта снять полнометражный фильм, но так как он у вас уже в планах и летом вы его снимаете, то появилась ли новая мечта или пока не сделаете, мечта о фильме останется актуальной?
— Нет пока не сделаем мечта остается актуальной, кино такая штука - может произойти все что угодно: погода испортилась, актер заболел и тд.
Хочется снять полный метр не ориентируюсь под какой - то кинофестиваль, хочется сделать нормальное зрительское кино, чтоб он понравился близким, просто зрителям всем.
Каким он будет этот фильм?
— По настроению этот фильм будет продолжать серию этих короткометражек. Но все же он будет немного другой, там будут моменты, которые мы не можем позволить себе в короткометражных фильмах. Это будет в меру наивно, в меру интересно, это будет приключенческий фильм, про путешествие по России.
У вас есть свой фестиваль, будет ли он дальше если вы продолжите снимать полные метры и ради чего это все?
— Фестиваль будет, даже если я, как режиссер, буду снимать полный метр. У нас есть команда, которая занимается фестивалем и часть ребят будут заниматься и работать только над ним.
Фестиваль уже существует - его название - «неизвестный кинофестиваль». Проходит он в Екатеринбурге и мы уже получили более 200 заявок из разных стран. Наш фестиваль - это классный повод приехать в Екатеринбург. Этот фест не такой масштабный, но такой очень свой, уютный, фестиваль - тусовка.
А что ждет победителей?
— Мы создавали этот фестиваль для того, чтобы найти новых режиссеров в команду, потому что часто бывает так, что параллельно у нас много проектов: клипов, фильмов, и мы хотим расширять свою базу, предлагать проекты ребятам. В прошлом году мы сняли с одним победителем брендированный клип, с другим короткометражку.

Мы сразу обозначаем и не заявляем о том, что мы готовы дать грант на миллион рублей. Мы стараемся и обещаем снять какой-то контент.


ИВАН СОСНИН - ФОТО ДМИТРИЙ МИРОНОВ
Иван, что можете пожелать молодым ребятам, на что обращать внимания, что смотреть, кого, возможно у вас есть какие-то свои ключи успеха?
— Начинающим ребятам могу сказать несколько банальных слов, но все же. Я сам учился на металлурга, случайно попал в индустрию кино и начал снимать клипы, ролики, потом фильмы.
Самое важное всегда делать то, что тебе действительно нравится. Даже если ты работаешь продавцом, промоутером и пр., главное заниматься тем, что тебе по душе, ведь всегда есть какое-то свободное время. Когда я учился в университете, то после пар я писал сценарии, а на выходных мы встречались с ребятами и снимали разные ролики.
Работа никогда не помешает заниматься своим хобби и развивать свои увлечения, так как дальше, возможно, эти увлечения перерастут во что - то большее. Сейчас мы живем в эпоху, когда стать режиссером, оператором, очень легко, потому что техника буквально есть в наших карманах и можно просто выйти на улицу, достать телефон и снять документальное видео, клип для своих друзей и тд, для этого тебе не нужны ни какие деньги и связи. Можно снять все за 3 копейки, выложить в интернет, показать друзьям, получить обратную связь и уже на основе этой обратной связи работать, cовершенствоваться и идти дальше с каждым днем и каждым годом. Никогда не поздно начинать. Я начал свою историю в 25 и мне кажется, что это поздно, по меркам западного кино. Можно в год делать по 3 - 4 короткометражных фильма и наверстать все то, что я не успел с 18 до 25 лет.

Снимать кино лучше, чем его не снимать!
Лиана Антонова @ant_li_art
Главный редактор