О КИНО

ДОКер-2020

Международный фестиваль документального кино, прошедший в 6-й раз в Москве. Основной площадкой стал киноцентр «Октябрь», при этом показы фильмов из программы фестиваля прошли в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде и Ярославле.
«ДОКер» вырос из одноименного проекта показов авторского неигрового кино, представляя документальный кинематограф как отдельное направление киноискусства. Фестиваль предлагает взглянуть на мир глазами талантливых документалистов из десятков стран и почувствовать общечеловеческие переживания.

В программе основного конкурса этого года были представлены 12 сильнейших историй со всех концов света и показаны в России впервые. Одной из таких премьер стал фильм «Безумный Александр», получивший Гран-при за лучший документальный фильм и Приз зрителей. Автор фильма канадский режиссер Педро Пиреш, наиболее известен своей игровой работой «Триптих», созданной в соавторстве с Робером Лепажем и отмеченной Призом экуменического Жюри на Берлинале-2014.

О ФИЛЬМЕ

«Безумный Александр» – портрет невыносимой тоски и одиночества, в центре которого герой, мечтающий о возможности жить нормальной жизнью, заводить новые знакомства и любить. В основе фильма лежит тема ментального нездоровья. Главный герой, Александр, грезивший мореплаванием, стал офицером торгового флота. Во время плавания на корабле в водах Южно-Китайского моря Александр попал в травматическую ситуацию, которую он не хочет вспоминать. Полугодовой психоз и диагностированная шизофрения по возвращении окончательно отдалили его от общественной жизни. Педро Пиреш позволяет зрителю почувствовать себя не совсем психически здоровым человеком, побыть на месте главного героя, посмотреть на мир его глазами. По словам режиссера, экспериментальный подход к съемкам фильма заключался в постоянном взаимодействии двух методов: документального описания действительности и художественного повествования истории. Фильм победил в 34 номинациях на различных международных фестивалях.


ИНТЕРВЬЮ

Господин Пиреш, мы вас поздравляем с успехом фильма на международных фестивалях и с главным призом на Московском международном фестивале документального кино «ДОКер-2020». Как вы узнали о победе на фестивале?
Абсолютная неожиданность! Я не мог поверить! В воскресенье днем, 30 августа, я зашел на сайт фестиваля, узнать в лучшем случае о небольшом упоминании моего фильма в качестве участника фестиваля. И тут я увидел, «Лучший документальный фильм» – «Безумный Александр». Подумал даже ущипнуть себя. Я был так рад, что не просмотрел весь список победителей. Только на следующий день в фейсбуке я увидел пост, что фильм победил еще и в номинации «Приз зрителей». Две награды сразу – это просто мечта. Я не мог подумать, что получу сразу два приза. Среди всех фестивалей, на которых был номинирован фильм, на «ДОКере» самые строгие условия отбора фильмов, только 12 со всего мира…один из Канады. Невероятно!

Педро Пиреш
Вы планируете приехать в Россию и посетить Москву?

Педро Пиреш
Я никогда не был в России, но слышал, что наши страны похожи. Я бы хотел приехать и исследовать Россию, но не зимой. Я бы хотел посетить все самые известные достопримечательности. Узнать о жизни и работе Андрея Тарковского больше, один из моих любимых кинематографистов, побывать в местах съемок его фильмов.

Расскажите, почему вы решили затронуть тему шизофрении в последнем фильме? Что послужило толчком для идеи, как она зарождалась?
Во-первых, мои родители – врачи-психиатры. Попробуйте догадаться, какой эффект на меня это производило в детстве (смеется). Во-вторых, я проходил летнюю практику в университете в психиатрической клинике. Я был потрясен и впечатлен тем, что я увидел. Проводил время в общении с пациентами больше, чем с сотрудниками медицинского центра. Мне нравилось, как пациенты выражают свои мысли, насколько поэтично они разговаривают, их чувство юмора. Тогда я подумал: «Они не умеют носить маски, как большинство людей в обществе». Я понял, что пациенты клиники как дети – доверчивы и искренни. Именно тогда, я осознал, что однажды я сниму фильм, в который войдет мой опыт, оригинальные истории о жизни таких людей и их душевное состояние, о чем редко снимают в документальном кино.


Педро Пиреш
Вы уже тогда знали, кем хотите стать? Когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с кино?

Педро Пиреш
Я никогда по-настоящему не задумывался, чем хочу заниматься в жизни просто потому, что всегда делал то, что мне нравилось. Наверное, это смешно и странно одновременно. В детстве я делал игрушки «Звездных войн», которые не мог купить, из картона и клейкой ленты. Примерно в 13 лет я открыл для себя гипс и слепил оборотня, делал гипсовые и кремниевые маски. Позже я прошел профессиональные курсы по пластическому гриму и спецэффектам (Special Makeup FX course) от знаменитого Дика Смита («Крестный отец», «Амадей»). Тогда мне было 18 лет, но снова, как только я получил сертификат, мне захотелось попробовать что-то еще! Я стал режиссером, чтобы делать что-то свое, но я только начинаю узнавать себя с этой стороны. «Безумный Александр» – мой первый документальный фильм, мне очень понравился этот опыт. Но я хочу попробовать еще кое-что. Сейчас я снимаю 3D-анимационный фильм. Может быть, мне стоит обратиться к консультанту по вопросам карьеры или еще куда-нибудь. Я не знаю. Во всяком случае я очень люблю кино. Я всегда любил фильмы, которые имеют сильный художественный замысел: «Сияние», «Сталкер», «Апокалипсис сегодня», «Ханна и ее сестры», «Крик и шепот», «Пролетая над гнездом кукушки», «Криминальное чтиво» и это не все. Мои любимые режиссеры – Кубрик, Тарковский и Линч.

Согласны ли Вы с утверждением, что режиссер снимает фильм не просто о какой-то истории, но также и о себе? Вот что для Вас самое важное в истории, что Вы рассказали в фильме?
Я согласен. Даже если документальный фильм о чьей-то жизни. Я сосредоточился на вещах, которые были очень близки мне или похожи на мой опыт общения с пациентами психиатрической клиники. Замкнутый персонаж, немного параноик, пытающийся найти любовь, который понимает, что его семья должна иметь большее место в его повседневной жизни! – Да, это я. Это Алекс. А может быть, и вы тоже! Я думаю, что именно это делает фильм «универсальным» в его понимании или оценке. Я снял этот фильм в Квебеке без сценария, в нашей местной реальности и о людях из разных уголков мира – от России до США. При этом, и в Бутане любят фильм и отождествляют себя с его содержанием. Я должен признать, что Алекс очень располагающий к себе персонаж!

Педро Пиреш
Что для вас лично было самым сложным в создании фильма? Может быть, есть наиболее трудные для Вас моменты?

Педро Пиреш
Мы устроили прослушивание в психиатрической клинике, где я раньше работал, и в конце дня нашли Александра. Он был буквально последним. Я спросил: «Как тебя зовут?» – он ответил – «Александр». Тут он начал говорить о путешествии на лодке, где он сошел с ума... потерял рассудок...стал шизофреником. Я подумал: «Это наш парень. Он обаятелен, забавен и уникален. Он мог бы донести суть того, что я хочу передать в своем фильме». После этого оставалось только следовать за ним и жить его миром. Изучить все, что можем, как документалисты. Мы узнали о его бабушке... и остальных членах его семьи. Руководили ими, но не слишком сильно, потому что они не актеры все-таки. Они не могут играть и говорить то, что мы хотим. Мы должны позволить им быть теми, кто они есть на самом деле. Настоящая сложность была собрать всех наших актеров на площадке в одно и тоже время, часто им была необходима госпитализация из-за прекращения приема лекарств. Оставалось надеяться, что этот набор различных кадров однажды обретет смысл. Безусловно, самое тревожное событие касается Вероники, девушки Александра в фильме и в реальной жизни. Она всегда говорила ему, чтобы он перестал принимать лекарства: «Тебе это не нужно. Ты недостаточно храбр!» И однажды Алекс позвонил мне и сказал, что Вероника покончила с собой. Это была такая ужасная новость, если не сказать больше. Этот случай дал мне вновь понять, какие страдания испытывают такие люди, особенно когда они перестают принимать лекарства. И Александр мужественно пережил тот случай. Я так горжусь им.
Что вдохновляет Вас в работе и в жизни? Можете приоткрыть нам свои планы?
Мы устроили прослушивание в психиатрической клинике, где я раньше работал, и в конце дня Для меня любой проект – это достижение невозможного. В противном случае все становится рутиной. Весь мой опыт работы состоит из перехода из одной профессии в другую. Я, можно сказать, постоянно переходил из одной работы в другую, меняя проекты, пробуя себя от работы со спецэффектами, занятиями музыкой до режиссуры видеоклипов, документального кино, а сейчас работаю с анимационным фильмом. Мне бы хотелось стать, наверно, стабильнее в будущем. Да, такая у меня цель. У меня нет особых целей, кроме как полностью любить то, что я делаю. Я думаю, что теперь я ближе к себе, и я намерен быть настолько самим собой, насколько мы все могли бы быть. Сейчас я снимаю анимационный фильм. Идеальное сочетание с точки зрения моего прежнего опыта и моим новым опытом рассказчика в фильме «Безумный Александр». Я думаю, что это будет здорово.

Педро Пиреш
Если бы у Вас была возможность познакомиться с кем-нибудь из исторических персонажей, кто был бы этот человек?

Педро Пиреш
Мне нравится Пикассо, потому что он одиночка, творящий магию почти без ничего, и он раздвигает границы. Я нахожу любую картину Пикассо очень вдохновляющей. Это напоминает мне, что мы все можем творить чудеса почти из ничего, например велосипедное сиденье становится бычьей головой. Именно об этом документальное кино. Мы не создаем велосипедные сиденья, но мы делаем бычью голову.
Какой бы совет Вы дали начинающим кинематографистам?
Мой совет молодым кинематографистам «Не делай так, как я». Лучше полностью сосредоточиться на одной работе в плане профессии, чем метаться от проекта к проекту всю свою жизнь. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и следуйте за невидимыми инстинктами. Примите непринятие и публичное унижение как движущую силу вашего развития. Я знаю, это очень сложно. Но я не понимаю, почему люди опускают руки после одного или двух отказов. Я все еще получаю письма: «Извините, но ваш фильм не был отобран на наш фестиваль», и это больно. Но после того, как помещаю такие письма в корзину, я чувствую себя заряженным на работу больше, чем если бы я получил награду!

Педро Пиреш