КИНО

ИМЯ: Кира Муратова

Этот выпуск мы решили посвятить одной из важнейших женщин в истории советского и украинского кино - режиссеру Кире Муратовой.

Муратова родилась 5 ноября 1934 года в Румынии и умерла не так давно - в июне 2018 года.
Когда-то я любила «Земляничную поляну», а потом стало скучно.
Дело не в самом Бергмане, дело в том, что я вообще разлюбила Большое Кино. Кино, где есть глобальные конструкции, которые как-то развиваются, разрешаются и в финале приводят к просветлению (или наоборот). Даже такой замечательный, прелестный фильм, как «Осенняя соната», все равно обнаруживает стоящую за ним конструкцию: мать и дочь, кто из них прав, вопросы поколений и тому подобное.
Со временем все это стало мне противно, ибо это неправда. Никакие нравственные суждения и глобальные выводы, на мой взгляд, вообще неправомерны в искусстве.
Кира Муратова (из материала в журнале "Сеанс")

Выпускница мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, долгие советские годы Муратова была в "опале" - ее кино, снятое на Одесской студии, запрещали, критиковали, "провинциальные мелодрамки" судили за отсутствие высокого политического пафоса, за внимание к быту, деталям обыкновенной жизни обыкновенного советского человека, а не высоким идеям советского социализма и борьбе гражданина, его преданности и верности этим идеалам.
Герои кино Муратовой глубоко трагичны, нелепы, крайне нервны и суетливы - они живут в потоке повседневного хаоса, повседневного безумия. Увидеть шизофрению советской реальности может не каждый, и режиссер вскрывает, взламывает ее с помощью характерного приема - повторения, доводящего ситуацию до абсурда.
Повторение жестов, фраз, сцен. Их жизнь и жизнь людей вокруг - как в калейдоскопе, цветастом, аляпистом сне - одновременно комичном, пессимистичном и неизбежном. "Есть люди, которые верят в прогресс — какой бы то ни было. А я не верю, и меня это вообще не интересует", - говорила Муратова.
ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ
1971
Фильм рассказывает историю матери, которая переживает переходный период, взросление сына - вся ее жизнь сосредоточена на Саше, но с течением времени он отдаляется, ищет самостоятельности, а Евгения Васильевна пытается с этим смириться.
Фильм был снят в 1971 году, но не понравился руководству - "провинциальная мелодрама" показалась слишком оппозиционной, слишком трагичной, и кинолента вышла на экраны спустя 16 лет - лишь в 1987, в годы перестройки. Картина
заинтересовала мир - была награждена на фестивалях в Тбилиси и Локарно. Главную роль исполнила Зинаида Шарко - это была одна из самых запоминающихся и знаменитых ее актерских работ.

ТРИ ИСТОРИИ
1997

Одна из самых известных кинолент Муратовой. Фильм - черная комедия состоит из трех криминальных новелл - преступления в них совершают совершенно неожиданные люди, которые, казалось, никогда бы не решились на такой шаг.
В фильме "звездный" состав - играют Рената Литвинова, Олег Табаков, Сергей Маковецкий. Соавтором фильма выступил муж Муратовой - Евгений Голубенко.
ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ
1978
Фильм о большой советской стройке и любви среди грузовиков, грязи и рабочих был снят в "опальные годы" Муратовой на "Ленфильме".
Единственная ее кинолента, которая была сделана в этой студии.
В центре сюжета - Люба (Нина Русланова), испытывающая нежные чувства сразу к двоим мужчинам: водителю грузовика Михаилу и Николаю, который строит вместе с ней советский завод. Женщины на стройке советуют ей выбрать кого-то одного и идти уже расписываться в ЗАГС.

Позже Муратова рассказывала в одном из интервью: "Однажды только оказалась в Ленинграде. В какое-то одно из моих местных увольнений.
Мне поначалу показалось: «Ах, какие здесь все интеллигентные!». Действительно, там все правильно разговаривали по-русски, умели быть светскими, но имели все те же претензии ко мне: «Зачем вы показываете помойки?!», «Почему у вашей героини так сильно накрашены губы?!»… Я помню, как мы сидели на «Ленфильме» и меня отчитывают один, второй, третий… «Кир, ну это надо сделать…». А я вдруг как взвою! Вот просто заорала не своим голосом: «Не буду показывать вам больше свое кино!». Что-то со мной сделалось в тот момент — я поняла, что говорить и слушать их больше не могу".
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
1989
Одна из самых известных, признанных и значительных кинолент Муратовой. Двухсерийный фильм, который был удостоен двух премий "Ника", а в 1990 году получил специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля, вызвал противоречивую, неоднозначную реакцию в советском обществе и у руководства страны и вышел лишь в ограниченный прокат. Состоит он из двух новелл, первая часть - черно-белая, вторая снята в цвете. По сюжету первая новелла представляет собой фильм, который смотрят герои второй, цветной, части.

В первой женщина хоронит мужа - она убита горем, то и дело набрасывается на окружающих, ведет себя безумно, агрессивно и отчаянно, полностью вырвана из реальности происходящих событий и как будто бы существует во сне - оглушенная, она не только не может реагировать адекватно, но иногда теряет даже способность ориентироваться в пространстве. Главный герой второй части - учитель, страдающий от астенического синдрома, он проваливается в сон в самые неподходящие для этого моменты. Реальность второй новеллы так же истерична и калейдоскопична, герои здесь кричат, ругаются матом, повторяют по кругу бессмысленные фразы, а декорации этому лишь соответствуют - в фильме есть сумасшедший дом, живодерня.
Дана Ассалауова
Автор