ПРАВО РАМПЫ

В сложный для всей культурно-развлекательной индустрии год, театр оказался самым стойким оловянным солдатиком. Зрители уже привыкли подбирать маски под наряды, а у режиссеров-постановщиков и артистов будто бы открылось второе дыхание – 2021-ый продолжает год ярких премьер.
МХАТ имени М. Горького
Самой ожидаемой премьерой прошедшего 2020-го года и хитом наступившего стала постановка «Лавра» по бестселлеру Евгения Водолазкина в инсценировке режиссера, учредителя «Золотой маски», худрука Эдуарда Боякова – главное высказывание обновленного МХАТ имени М. Горького.
И хотя это не первая постановка «Лавра» (он давно идет в театре «На Литейном» в постановке Бориса Павловича), новый вариант прочтения постмодернистского романа о житии древнерусского знахаря, юродивого и святого оправдал сопровождавший премьеру ажиотаж.
«Лавр» в МХАТе – это удивительное по масштабу и красоте зрелище с потрясающими декорациями, мощная, впечатляющая сценография, в которой задействована вся машинерия МХАТа, яркая игра известных артистов – главные роли в спектакле исполняют Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Алиса Гребенщикова, народные артисты Валентин Клементьев, Михаил Кабанов, заслуженные артисты РФ Лидия Кузнецова, Ирина Фадина – при подготовке к репетициям все прошли школу старославянского языка, пластики, пения, богословия. Впечатляет решение пространства сцены – плоскость четырехэтажной конструкции с окнами, напоминающей иконные клейма, символизирует разные ипостаси бытия – земной путь, путь духовный и горние миры. Огромную роль в постановке играет – свет. Световые узоры, мозаика, изображения, иллюстрирующие события – органичная часть сценографии.
Мне нравится постановка «Лавра» в МХАТе своим многоголосьем, необычным музыкальным, хореографическим и световым решением, трагизмом и иронией. Все вместе обыгрывает и оживляет идею, которую я пытался вложить в роман – это текст, который складывается из разных стихий – там и современность с ее канцеляритом и сленгом, и средневековье с его мудростью и духовными поисками, несмотря на жесткие условия той жизни. На сцене появляется удивительный драйв, чувствуется актерская энергетика. Кастинг — попадание стопроцентное. Отлично играет Алиса Гребенщикова, Дмитрий Певцов, любуюсь Леонидом Якубовичем – привычный в амплуа телевизионного шоумена, он проявил себя как блестящий драматический актер.
Евгений Водолазкин

Московский драматический театр «Модерн»
Сразу три премьеры – в Московском драматическом театре «Модерн» в постановке режиссера, художественного руководителя Юрия Грымова – «Человек с глазами Моцарта» по пьесе современного автора Марины Сулчани, ироничное «Кладбище понтов» и — настоящий хит – «Женитьба» в инсценировке Елены Исаевой с Лолитой Милявской в роли Агафьи Тихоновны.

Инсценировка объединяет три тематически схожих пьесы - «Женитьбу» Николая Гоголя, «Предложение» Антона Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Николая Островского – в которых происходит подмена любви поиском выгоды. Сохранив оригинальный авторский текст, Елена Исаева и Юрий Грымов перенесли вечные сюжеты в сегодняшний день, с иронией показав пороки и нужды современного мира.
Для меня важно сочетать «несочетаемых» авторов. Их всех объединяет эта нелюбовь, и мы над ней смеемся. Все кандидаты на «руку и сердце» невесты - сердце отдавать не готовы, но с охотой протянут руку за выгодой. Персонажи спектакля «Женитьба» живут прошлым, они застряли в ностальгии, которая не дает им развиваться, образуя оковы.
Юрий Грымов
… Почаще смотрите в ночное небо — говорят, там, рядом с Большой Медведицей, иногда можно видеть созвездие Брошенных Машин. «Кладбище понтов» – уникальная по форме и содержанию постановка, признание в любви к... брошенным машинам. Для кого-то они – почти живые существа, предоставляющие кров и дом, для других – престижная игрушка, лишний способ «кинуть понты». Это ироничная и легкая, трогательная, очень человечная и правдивая история об ответственности и бесконтрольной силе. Ведь, может быть, и у машин есть душа, машина может, как сберечь своего владельца, так и погубить, обидевшись на невнимание и холодность…
«Человек с глазами Моцарта» — рассказ об отчаянной любви и людях в дом которых пришла война, поменявшая не только миропорядок и привычный жизненный уклад, но и обнажившая их суть и потаенные стороны натуры. В таких обстоятельствах трудно сохранить человеческое достоинство, не терять надежду и любить. Но именно любовь позволяет одержат победу.

Театр Романа Виктюка
В Театре Романа Виктюка премьера спектакля «Орфей» по пьесе Теннесси Уильямса – это режиссерский дебют Сергея Захарина. Вэл Зевьер, красавец-бродяга, приезжает в провинциальный городок и устраивается на работу в магазин, которым управляет Лейди Торренс, чей старый и озлобленный на жизнь муж Джейб умирает от рака. Женщины городка очарованы пришельцем, мужчины же, почувствовав в нем возмутителя спокойствия скоре начинают его ненавидеть. Шериф, ревнующий жену к красавцу, ставит ему ультиматум – покинуть город до восхода солнца или умереть. Но Вэл и Лейди уже обрели любовь, спасительную для них обоих...

Великий миф об Орфее и Эвридике нового времени в постановке Захарьина – это воплощение мечты о потерянном рае, попытка не расстаться на пороге мрачного Аида, а вернуться в мир света и гармонии.

«Отравленная туника» наполнена атмосферой восточной поэтической лирики, ведь прототипом главного героя, бродячего поэта Имра стал один из основателей арабской поэзии, легендарный поэт и воин Имру аль-Кайс, реальные факты жизни и творчества которого стали основой сюжета пьесы. Подобно Гумилеву, написавшему трагедию с позиции поэтоцентричности мироздания, Роман Виктюк соединяет в своем спектакле последние дни жизни поэта с его же произведением. Показывая тектонический разлом времен и судеб, крича и плача о смерти, Виктюк говорит об уничтоженном поколении поэтов начала XX века. Поколении, великое наследие которого никто до сих пор так и не смог превзойти.